Практическая биомеханика

Что такое биомеханика.


Биомеханика - это наука о формировании движений в человеческом теле.
Основы ее именно как науки заложил Петр Францевич Лесгафт, именем которого назван институт физической культуры в Санкт-Петербурге.
Он занимался исследованием возможностей оптимального выполнения различных движений с учетом анатомии и физиологии человека.
Однако и до него все традиционные культуры решали ту же задачу минимизации усилий при сохранении максимальной эффективности движения.
Решали по-разному, в зависимости от местных условий и даже принятой в данное время в данном регионе системы ценностей.

Так, например, на Руси, где изрядную часть года холодно, набедренная повязка плохо защищает от неблагоприятной внешней среды, так как практически не сохраняет тепло тела. А, скажем, на изрядной части территории Индии круглый год температура выше, чем 36,6, соответственно, нет необходимости тепло сохранять, а есть необходимость как-то отводить его от себя или хотя бы сократить его приток извне.

Это повлияло на формирование традиций, на мотивацию укрепления именно тех или иных двигательных стереотипов.
Если упрощенно, то климат позволял йогам замереть на полчасика в замысловатой асане где-нибудь в тенечке, а нашим предкам пришлось бы для этого сперва разгрести приличный сугроб.

Однако, несмотря на это, физиология человека подчиняется единым законам.
И если говорить о физиологически оправданных движениях, то абсолютно неважно, кто первым и где до того или иного движения додумался.
Под физиологически оправданными мы будем понимать движения, выполняемые в соответствии с анатомическим строением и физиологией организма.
Например, дальнейшее разгибание выпрямленной до упора руки в локте будет нефизиологичным, так как может привести к травме.
Представления о правильных, эффективных, физиологичных движениях человеческого тела в комплексе составляют культуру движения, или, если привычнее, физическую культуру.
Кстати, возникает вопрос, а будет ли эта самая культура движения одинакова для разных групп людей?
Здравый смысл, руководствуясь своими, пока неясными соображениями, подсказывает, что нет.

Попробуем разобраться.
Как донести до человека понятие о полезных и вредных для его организма движениях?
Традиционные культуры развивались в разных условиях, и, соответственно, по-разному решали этот вопрос.
Для иллюстрации достаточно посмотреть на народные танцы, сформировавшиеся в конкретной местности в соответствии с ее условиями и отражающие представления населявших эту местность людей.
Правда, испанская тарантелла и украинский гопак несколько отличаются?
Вот мы и сделали первый шаг - действительно, народные танцы представляли из себя способ передачи культуры движения, сформировавшейся в данной местности.
А что еще было помимо танцев?
Детские игры, системы самозащиты, даже определенная форма инструментов, вынуждающая к работе с ними строго определенным образом...
Где-то использовались хитрые способы вынудить человека двигаться правильно, где-то - методы подражания, где-то психологическое, а то и физическое воздействия.
Арсенал средств был достаточно велик, но ориентировался он на человека, который, во-первых, живет в условиях, близких к природным, а во-вторых, имеет определенный культурный багаж, является носителем традиций того или иного народа.
Этот человек не только ничего не знал о строении мышцы, но даже читать умел далеко не всегда.
Отсюда возникали сложности с тем, чтобы объяснить ему, как лучше сделать то или иное действие.
А если этих людей много? Как, скажем, Александру Македонскому подготовить в кратчайшие сроки высококвалифицированную армию из людей физически сильных, но непривычных к сложным размышлениям и координированному взаимодействию?
Он эту задачу, надо сказать, решил, и метод, который при этом был изобретен, как ни странно, до сих пор используется весьма широко, хоть и в сильно урезанном виде.

Другое дело, что в нынешних условиях, при фактически произошедшей глобализации, разрушении множества традиций и естественной среды обитания, а особенно при возросшем личном уровне знаний, не все "традиционные" методы хороши во всех случаях.
Вспомните, например, школьные уроки физкультуры. Пока один ученик подтягивается на перекладине, тридцать человек стоят по росту и мерзнут.
Если вернуться к мысли, что культура движения, характерная для данной местности, была фактически готовым пособием по выживанию в ее условиях, то методика преподавания физкультуры вызывает массу вопросов...

Поэтому задача занятий биомеханикой состоит в том, чтобы сформировать у человека представление о принципах построения физиологически оправданных движений, из которых он сам впоследствии сможет конструировать свой набор двигательных стереотипов, свою персональную физкультуру.

Сергей Тихомиров
(Написано для сообщества "Практическая биомеханика", http://vk.com/biomexanika)