Практическая биомеханика

История. Сергей. Как всё начиналось.


    Осенью 1992 года мне в руки попал журнал "Русский стиль". Сейчас с этим названием ассоциируется достаточно большое множество понятий и даже товаров народного потребления, в том числе не имеющих отношения ни к чему русскому. А тогда в журнале были статьи по этнографии, по истории, по народной медицине, но меня больше всего заинтересовала статья, посвященная русской школе рукопашного боя. Я тогда, как и многие другие, знал только о существовании бокса и восточных видов единоборств. Сам факт того, что на Руси была своя традиция на этот счет, был для меня ошеломляющей новостью.
     Однако изучая литературу, в том числе исторические источники, осмысляя известные мне события через призму этого факта, я понял, что в погоне за чуждой синицей чуть не упустил из рук журавля, доставшегося мне по праву рождения. В самом деле, двухлетние занятия ушу привели меня к парадоксальному результату: вместо ожидаемого укрепления здоровья я получил новые проблемы. Что-то явно шло не так, но я не мог понять, что именно. Впоследствии, поработав в компании юго-восточного происхождения, я понял, что такова особенность конфуцианского менталитета: с его точки зрения человек есть винтик, закрученный на своем месте и выполняющий строго определенные функции. В силу этого считается, что он не должен знать лишнего, ибо ему не положено.
     Отсюда растут ноги и у методов преподавания, принятых в громадном количестве школ (и дело касается не только единоборств!) в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Доходит до того, что учителя, сами что-то понявшие, даже при большом желании просто не могут объяснить это ученикам в силу привычки к устоявшимся шаблонам поведения. Впрочем, кто-то и не хочет этого делать: езда по накатанной требует гораздо меньшего расхода энергии... К сожалению, мой тренер по ушу в полном соответствии с этой традицией, не спешил разъяснять мне мои ошибки и делиться способами исправления их последствий. В силу разных исходных данных, у него этих проблем не было и его не интересовали пути их решения. И именно в этот момент мне попался тот журнал...
     Ознакомившись с принципами, лежащими в основе РРБ, понял, что в эту сторону имеет смысл копать в поисках ответов на мои вопросы. Но я даже представить тогда не мог, как обернется дело.
     Весной 1996 года мой коллега выпросил у меня почитать этот журнал - я в разговоре вскользь упомянул о том, что там есть нестандартные идеи. Сам я к тому времени почти утратил интерес к этой теме - не имея ничего, кроме полутора страниц текста с изложением пусть и перспективных, но все-таки несколько абстрактных идей, сложно восстановить целостную картину. Кстати, это был достаточно серьёзный урок для меня: нельзя делать окончательных выводов на основании одной реплики, картинки, статьи, - необходимо как минимум пообщаться с живым носителем методики, посмотреть, послушать, поучаствовать.
     Спустя несколько дней Дима (так звали коллегу) крадущейся походкой подошел ко мне, вернул журнал, и хитро подмигнув, сказал:
- Как ты смотришь на то, чтобы сходить на занятия по русскому рукопашному бою? Я нашел мужика, который этим занимается...
- Как тебе это удалось? - обалдел я.
- Я просто позвонил в редакцию и спросил, есть ли у них телефоны тренеров...
     Эта мысль была настолько простой, что даже не приходила мне в голову! И это был еще один урок: не надо усложнять себе задачу, заранее представляя ее невыполнимой. Надо действовать проще и решительнее.
     И вот мы с Димой оказались на занятии. Реальность оказалось еще более невероятной, чем мои ожидания, возникшие после прочтения журнала. Но еще невероятнее тот факт, что Дима, который фактически затащил меня туда, позанимался два раза и сказал: "это не моё!". А я остался...
     Так я познакомился со своим Учителем, Михаилом Викторовичем Труновым, который восемнадцать лет терпеливо передавал мне свои знания и опыт, учил не только, и может быть, даже не столько рукопашному бою, сколько отношению к жизни, которая строится по тем же самым базовым принципам...
     Биомеханика является воплощением этих всеобъемлющих принципов, выраженным в движении человеческого тела. Именно через тело оказывается проще достичь понимания там, где мышление заходит в тупик. Но верно и обратное - правильно организованное мышление помогает телу сохранять здоровую форму и наполнение, дает мотивацию и устанавливает ориентиры. Поэтому на наших занятиях мы уделяем большое внимание как телу, так и уму, не давая одному простаивать, пока работает другое.
     В 2000-2001 годах я прошел курсы по БЭСТ под руководством к.м.н. А. М. Ушнурцева и А. М. Березовского, ближайших учеников создателя методики, Е. И. Зуева. Знания и навыки, полученные там, естественным образом легли на принципы биомеханики, и моя дальнейшая практика в этом направлении только подтвердила первые впечатления.
     Каждый день, каждую минуту мы сталкиваемся с примерами целостности, присущей не только нашему организму в силу единства происхождения, но и всему миру, окружающему каждого человека. В этой вечной песне вселенной нет лишних слов, без любой составляющей она будет звучать уже иначе. Но это не значит, что каждый должен играть по раз и навсегда написанным для него нотам. Жизнь - это импровизация, это каждый раз новое прочтение, это непрерывное изменение всего, на что только хватит нашей фантазии. Мы постоянно находимся в поиске, постоянно творим что-то новое, совершаем пусть маленькие, но зато персонально свои, выстраданные открытия. Мы постоянно находимся в движении, которое и есть жизнь.